reich_erwacht (reich_erwacht) wrote,
reich_erwacht
reich_erwacht

Categories:

Деиудаизация Нового Завета в Третьем Рейхе - 2

Из всех так называемых научно-исследовательских институтов, процветавших при нацистском режиме, Айзенахский антииудейский институт (Entjudungsinstitut), как его неофициально называли во время расцвета, оказался наиболее прибыльным и имел самое большое количество сотрудников. Его члены были разделены на две рабочие группы, нацеленные на быстрый выпуск публикаций. Деиудаизированная версия Нового Завета, Die Botschaft Gottes, впервые была издана в 1940, и была распродана в количестве около 250 тысяч экземпляров, в том числе в малом, сокращенном издании.

Деиудаизированный сборник гимнов, Grosser Gott Wir Loben Dich, также вышедший в 1940 с большим коммерческим успехом, и катехизис, Deutsche mit Gott: Ein deutsches Glaubensbuch, опубликованный в 1941, обобщили теологические принципы Института. Они продавались в церквях по всему Рейху, как в деревнях, так и в городах. Издания были очищены от всех слов еврейского происхождения, ссылок на Ветхий Завет, и любых привязок между Иисусом и иудаизмом. Так, например, из гимнов (псалмов) были исключены такие слова, как "аминь", "аллилуйя", "осанна" и "Саваоф", из Нового Завета была удалена родословная Иисуса от Давида, а катехизис утверждал:
"Иисус Назаретянин из Галилеи, своей проповедью и поступками, проявляет дух, всячески противостоящий иудаизму. Плоды его борьбы с еврейством были горьки, поскольку она закончилась его смертью на кресте. Поэтому Иисус не мог быть евреем. Доныне евреи питают к Иисусу и всем, кто следует за ним, непримиримую ненависть. С другой стороны, арийцы находят в Иисусе Христе ответ на свои главнейшие и глубочайшие вопросы. Так он стал спасителем немцев"[22].
Публикации Института были не первыми попытками разработки деиудаизированных христианских литургических материалов. Например, Бременский епископ Вайдеманн издал деиудаизированный Новый Завет при помощи теолога Эммануила Хирша[23]. Имперский епископ Людвиг Мюллер издал "германизированный" вариант Нагорной Проповеди в 1936, исключающий всё, что он счёл неуместными еврейскими нравоучениями[24]. Тем не менее эти публикации, обычно использовались в церквях на местном уровне, в то время, как работы Института получили гораздо более широкое распространение; 100 000 копий Die Botschaft Gottes и Grosser Gott Wir Loben Dich было отпечатано в первом издании в соответствии с требованием предварительной публикации для заказа приходскими церквями империи[25].

В дополнение к своим литургическим материалам, институт спонсировал конференции и издание книг и статей, пропагандирующих его видение христианской теологии и истории. Конференции проходили в городских и университетских залах по всему Рейху, с гимнами, молитвами и поднятием рук в нацистском салюте при открытии и закрытии, и собирали в разных местах от 30 до 600 участников. Большинство публикаций подчеркивали дегенерацию иудаизма после восьмого века до н. э., которая якобы достигла своего пика в период Второго Храма; полное уничтожение иудаизма было миссией Иисуса. Иудейское вырождение служило объяснением, почему Бог послал Иисуса, и почему евреи не признают его божественности; также подчеркивалась экстраординарная природа собственной религиозности Иисуса по сравнению с евреями.

На одной из первых конференций института, которая состоялась в июле 1939, Хайнц Айзенхат, профессор систематического богословия в университете Йены, пояснил "значение Библии для веры". Он утверждал, что в переводе Лютера, Библия передала смысл Евангелия немецкому народу, но современная историко-критическая наука уточняет понимание Лютера. Союз христиан Германии с Библией был не юридическим, а этическим: "Родовая (völkish) этика тоже нуждается во внутреннем религиозном основании". Ветхий Завет, тем не менее, является выражением расово чуждой души и нехристианской религии[26]. Еврейское влияние проникло в Германию не только через Ветхий Завет, но и в процессе секуляризации. Спиноза был одним из примеров такого отвратительного еврейского влияния, утверждал Мартин Редекер, профессор систематического богословия в университете Киля. Он говорил:

"Как еврей не знает и не видит живого Бога и его волю, но только закон Торы и его развитие в Талмуде, так и для Спинозы природа безжизненна. Так, он видит только жестокие законы природы и пытается их объяснить. Естественное право сменяет для него божественное право. Евреи лишены благоговения перед природой, которое выражают германцы, чей смысл бытия связан с природой; [еврей] означает холодность по отношению к природе. Германец ощущает Бога, как предпосылку всего сущего, как затрагивающее всё, что происходит; у еврея нет этой веры в поверхностность жизни и истории, для него существует только видимый, материального мир"[27].

Разоблачение опасности евреев для немецкого общества также является основной темой спонсируемых Институтом конференций. На собрании, состоявшемся в июле 1941 года, писатель Вильгельм Коцде-Коттенродт утверждал, что евреи устранили Бога из мира ("Juda hat die Welt entgottet"); они не в состоянии понять высокой нордической мысли, что мир наполнен Богом. Ветхий Завет является самым ненадежным документом, так как евреи использовали и искажали его в своих целях на протяжении веков[28].

Публикации Института доказывали, что евреи всегда несли угрозу. В качестве примера приводились Маккавеи, как и Хасмонеи в целом, и зилоты. Иудаизм всегда был жесток и опасен; цель Иисуса было ясна: спасти мир и бороться против иудаизма[29]. Общественные пороки выводились из иудаизма; Бертрам утверждал, что от Филона и по сей день, евреи ассимилировались, чтобы разложить общество, а затем захватить власть над ним[30].

В своих дискуссиях о деиудаизации христианства, члены Института решали, каким образом определить иудаизм. Айзенхут утверждал, что весь Ветхий Завет, в том числе пророческие книги, должны быть ликвидированы, а Новый Завет должен быть очищен от всех текстов, за исключением четырех Евангелий – Павел рассматривался, как еврейский теолог. Пастор Хайнц Хунгер, занимавший должность коммерческого директора Института, доказывал, что деиудаизация должна состоять в устранения еврейского "гештальта" ("Entjudung heisse nur Ausmerzung der Gestalt des Juden"). Фридрих Винике, один из лидеров Немецких Христиан в Берлине, ассоциировал еврейство с фарисейством, в котором развращенность была религиозно украшена, а биржа превратилась в религию – еврейский трюк. Редекер и Грундманн поддержали Винике. Редекер подчеркнул материалистическое влияние евреев на немецкое общество, даже через некоторых крупных богословских фигур, таких как Карл Барт[31].

Чистку всего еврейского в христианстве, которую предложили члены Института, многие сочли радикальной и незаконной. Грундманн защищал свои позиции, утверждая, что
"подобно тому, как люди во времена Лютера не могли представить христианство без Папы, так и сегодня, они не могут представить спасение без Ветхого Завета"[32].
Деиудаизация христианства была лишь продолжением Реформации.

Проблемой разделения "еврейства" и христианства оставался вопрос монотеизма. Согласно Грундманну, само понятие Бога радикально различно в иудаизме и христианстве:
"Еврейская концепция Бога главным образом определяется через Vergeltungsgedanken: Бог есть судья, воздающий и наказывающий. Но Иисус видит Бога Тем, кто прощает, чтобы достичь единения"[33].

Это различие не просто размолвка; Иисус бросает вызов Яхве, племенному богу и иудаизму[34]. В Нагорной Проповеди, утверждает Грундманн, Иисус выражает ощущение единения между Богом и человеком, и везде Иисус обращается к Богу доверительно, как к отцу, "Abba", не используя ивритский термин "Яхве". Грундманн посвятил книгу обсуждению этического подтекста этих отношений[35]. Он заключил, что Иисус представляет новое понимание Бога и божественного упования на человека, что влечет за собой ситуационную этику, которая пересиливает заповеди, подобные запрету на убийство.
"Авторитет Иисуса коренится в самом себе, а не в Библии, поэтому не имеет значения, что Иисус цитировал пророков и псалмы из Ветхого Завета, потому что намного больше в Ветхом Завете содержится того, что Иисус не приводил"[36].

Вместо опутывания себя ветхозаветными законами и заповедями, которые представляют собой лишь еврейскую точку зрения, христиане следуют примеру Иисуса и делают моральный выбор, прислушиваясь к религиозности своих собственных сердец, которая выходит за рамки заповедей, даже тех, что запрещают убийство. Он писал:
"С провозглашением Царства Божьего уже наставшим, новый опыт Бога и новое понимание Бога были связаны воедино. Внутренне это не имеет ничего общего с иудаизмом, но означает распад еврейского религиозного мира, который должен быть распознан уже в том, что евреи привели Иисуса Христа к кресту"[37].

[22] Walter Grundmann, Wilhelm Buchner, Paul Gimpel, Hans Pribnow, Kurt Thieme, Max Adolf Wagenführer, Heinrich Weinmann, Hermann Werdermann, eds., Deutsche mit Gott: Ein deutsches Glauhensbuch (Weimar, 1941), p. 46.
[23] Reijo E. Heinonen, Anpassung und Identitäd. Theologie und Kirchenpolitik der Bremer Deutschen Christen 1933-1945 (Göttingen, 1978).
[24] Ludwig Müller, Deutsche Gotteswort (Weimar, 1936). See also Müller's defense of the project, "Warum ich die Bergpredigt 'verdeutschte,'" Briefe an Deutsche Christen, 5:8 (15 April 1936), p. 82.
[25] LKA Thüringen, С VI, 2.
[26] Report of Tagung held 6-7 July 1939 in Thüringen; EZA 1/C3/174.
[27] EZA 1/C3/174.
[28] Wilhelm Kotzde-Kottenrodt, "Eine Deutsche Gottes- und Lebenskunde," lecture delivered at Institute-sponsored conference on the Wartburg, 19 July 1941. Text in LKA Thüringen.
[29] Walter Grundmann, Gestalt und Sinn der Bergredе Jesu. Schriften zur Nationalkirche Nr. 10. (Weimar, 1939).
[30] Georg Bertram, “Philo und die jüdische Propaganda in der antiken Welt,” In: Christentum und Judentum; Studien zur Erforschung ihres gegenseitigen Verhältnisses. Sitzungsberichte der ersten Arbeitstagung des Institutes zur Erforschung des jüdischen Einflusses auf das deutsche kirchliche Leben vom 1. bis 3. März 1941 in Wittenberg, hrsg. WaIter Grundmann (Leipzig, 1940), pp. 74-106.
[31] Report by Wieneke, dated July 12, 1939, on Tagung in Thüringen July 6-7; EKA Akten betreffend Institut zur Erforschung und Beseitigung des jüdischen Einflusses auf das kirchliche Leben. Bestand: 7/4166 vom April 1939 bis März 1941 and 7/4167 vom April 1941 bis Dezember 1959.
[32] Walter Grundmann, Die Entjudung des religiösen Lebens ais Aufgabe deutscher Theologie und Kirche (Weimar, 1939), p. 17.
[33] Walter Grundmann, Die Bergrede Jesu. Schriften zur Nationalkirche Nr. 10 (Weimar, 1939), p. 16.
[34] Walter Grundmann, Der Gott Jesu Christi (Weimar, n. d.). Delivered at conference in 1936.
[35] Walter Grundmann, Die Cotteskindschaft in der Geschichte Jesu und ihre retigionsgeschichtlichen Varaussetzungen (Weimar, 1938).
[36] Grundmann, Jesus der Galiläer, p. 143.
[37] Walter Grundmann. Die Cotteskindschaft in der Geschichte Jesu und ihre retigionsgeschichtlichen Varaussetzungen (Weimar, 1938), p. 162.
Tags: Третий Рейх
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments